12 декабря 2012, 17:24

Эстетика белого мрамора

Когда мы были во Флоренции (об этом городе будет отдельный пост) мы посетили первую академию живописи в Европе, основанную еще в 1561 году — Академия изящных искусств. Для меня это место ассоциируется прежде всего с известной скульптурой Микеланджело Буонарроти — Давид.

Фотография только из инстаграма, т. к. там фотографировать было запрещено. С этим какая-то жуткая беда в Италии — много где нельзя фотографировать. Интересно почему?

Ну так вот. Именно в эпоху Возрождения были обнаружены первые античные статуи и один из величайших мастеров этой эпохи Микеланджело и другие творцы того времени стали трактовать скульптуру из чистого белого камня как классическую. Они стали воспевать в своих работах чистоту и натуральность материала, создавая парадигму древнегреческой эстетики.

Белизна мрамора им казалось неотделимой от самого идеала красоты и воспринималась символом превосходства Западной цивилизации. Это же важнейший момент — чистая форма или форма раскрашенная. Вот он символ превосходства Западной цивилизации. Ведь в Китае и Египте скульптуры были цветными.

Да только ошибочка вышла. Скульптуры во времена древних греков и римлян были цветными. Да что там скульптуры — фронтоны древнегреческих храмов тоже были цветными! Вся культура Европы начиная с Возрождения (особенно эпоха классицизма) основана на мифе. Наш визуальный язык, все наше чуство прекрасного основано на ошибочном предположении. И что если бы это было известно раньше? Ну как минимум не было бы Дворца Земледельцев, а как максимум культурное развитие пошло бы по совершенно иному пути.

Во всем мире все поколения людей росли в уверенности, что и Парфенон, и вообще все античные статуи были белого цвета. Потому что много столетий это популяризировалось в массовой культуре. Теперь стереотип крайне живуч и продолжает культивироваться по телевизору, в кино, да и всей визуальной культурой в целом.

Интересно, когда мы увидим первый художественный фильм, где покажут настоящий многоцветный Рим? Создание этого фильма большой челендж художникам, дизайнерам и всему человечеству.

5 комментариев
Индра

Погоди. Вот конкретно Давид был цветным? И чего так поздно раскрылась вся эта подтасовка?

Артём Локи

В эпоху возрождения стали находить античные скульптуры и они были белыми. Старые пердуны типа Микеланджело решили что дух старой школы живет только в белом мраморе и стали делать белые скульптуры и пиарить это дело как олскул и хардкор. Ну и понеслось. Особенно это повлияло на эпоху классицизма, а значит на всю западную архитектуру.

Макс

а где, собственно пруфлинк на то, что они цветными были? интересно же почитать

Артём Локи

Факт нахождения краски на скульптурах и зданиях совершенно не секретный. Изучения вопроса можно начать с этого — http://ru.wikipedia.org/wiki/Bunte_Götter

Мария Ко

Вообще-то это известный факт. Греки были помешаны на красном. Парфенон был большей частью красный. Про благородную белизну первый раз слышу, хотя, вроде как, историком зовусь.

Артём Локи

Мария, а где я пишу о том, что сей факт никому не известен? Я не археолог, чтобы тут скрывать завесы. Я дизайнер и в меру своих скромных сил рассуждаю о том, что визуальный язык западной культуры и чувство прекрасного основано на ошибке. Фразу про благородную белизну не понял.

Вася Семёркин

Микеланджело старый пердун? Ооо, брат куда вас понесло, теперь мне понятно, почему наши взгляды на дворец Земледельцев не совпадают.

Артём Локи

Вася, ты мудак. Наши взгляды не могут совпадать, мы живем на разных полюсах здравого мышления.

Во Флоренцию, я приехал специально чтобы посмотреть работу Микеланджело «Давид».

Вася Семёркин

Грубость, которая слетает из чьих то уст, характеризует больше всего автора, а не того, кому она направлена и свидетельствует лишь слабую позицию в дискуссии и явное отсутствие аргументов. Тебе хотя бы понять такие простые вещи, чем терять время на поездки во флоренции.

Артём Локи

Вася, вон отсюда. Разговор закончен.

Популярное